Опалубочная система «МОДОСТР»

Жилыми панельными домами в Москве, да и в других городах, застроены не то что улицы и кварталы, а целые районы. Когда-то давно, нас удивлял новый (по тем временам) способ их возведения и темпы строительства (коробка дома возводилась всего за несколько месяцев). Но потом мы к ним как-то привыкли и перестали обращать внимание. Только иногда, проезжая мимо нового квартала, удивлялись и даже возмущались: “До чего же все дома похожи друг на друга, неужели нельзя было внести хоть какие-то отличия”. Но потом и к этому постепенно привыкли.


Жилыми панельными домами в Москве, да и в других городах, застроены не то что улицы и кварталы, а целые районы. Когда-то давно, нас удивлял новый (по тем временам) способ их возведения и темпы строительства (коробка дома возводилась всего за несколько месяцев). Но потом мы к ним как-то привыкли и перестали обращать внимание. Только иногда, проезжая мимо нового квартала, удивлялись и даже возмущались: “До чего же все дома похожи друг на друга, неужели нельзя было внести хоть какие-то отличия”. Но потом и к этому постепенно привыкли.
   С недавних пор, в Москве начали все шире применять относительно новый способ строительства — из монолитного железобетона. Дома, строящиеся по такой технологии, называются не просто домами, а домами с гибкой планировочной структурой. Даже одно такое название вызывает удивление. Не меньшее удивление и интерес вызывает и сам способ возведения таких домов. Сначала появляется бетонное основание — фундамент, причем чаще всего не простой, а многоэтажный (только потом понимаешь, что под домом будет многоэтажный гараж). На месте будущего этажа работают арматурщики, которые возводят каркасы будущих колонн и перекрытий. Потом каркасы начинают обрастать щитами опалубки, а через несколько дней опалубкой обрастает уже весь этаж. Потом на строй площадку начинают завозить бетон — только и видишь, как подъезжают и отъезжают бетоновозы. Высыпал бетон — уехал за новой порцией. Строители поднимают бетон на этаж и заливают очередную колонну. Через несколько дней, когда этаж готов, опалубку начинают снимать и переносить этажом выше. На её месте остаются готовые колонны и перекрытия. И так до последнего этажа. “Ну и что же тут удивительного?” — спросите Вы. Не знаю, как для Вас, а лично для меня удивительно то, что почти до самого последнего этапа строительства дом не имеет ни наружных несущих стен, ни внутренних перегородок. Стоит такая “полупрозрачная” многоэтажная махина, в которой одни опорные колонны и перекрытия. Стены в ней, конечно же, появляются, но уже почти на заключительном этапе. Опираясь на прочные железобетонные перекрытия, эти стены никакой нагрузки не несут. Вот как раз это-то и дает возможность строить их совершенно не так, как мы привыкли. Такая стена может строиться, например, из газобетонных блоков, и тогда при минимальной толщине она получится очень теплой. А может создаваться практически целиком из стекла или какого-то материала, похожего на стекло (выбор новых материалов сейчас поистине огромен), что позволяет в результате придать зданию совершенно необычный вид, например, вид огромного граненого кристалла. Не знаю, как Вы, а я от вида таких зданий просто, не побоюсь употребить жаргонное словечко, “балдею”. Внутренние стены в таком доме можно строить в любом месте. Хочу, один этаж так спланирую, второй — этак, а хочу вообще единое пространство на целом этаже оставлю (будет конференц-зал, правда, с колоннами). Недаром эти дома называются домами с гибкой планировочной структурой. В общем, интересный это способ строительства.
   Но речь у нас сегодня пойдет совсем не о новой технологии строительства. Точнее, не совсем о ней. Поговорить мы сегодня хотели об опалубочных системах, необходимых для этого способа строительства. И в частности о новой опалубочной системе “МОДОСТР”, предлагаемой белорусскими разработчиками и производителями.




   История создания этой статьи началась с того, что на выставке “Отечественные строительные материалы”, проходившей в Манеже с 29.01 по 02.02.2001 г. я сразу же обратил внимание, на то, что одну из колонн “украшают” огромные щиты опалубки. Причем не новой и блестящей (то есть приобретенной специально для выставки), а самой, что ни на есть, рабочей — в меру побитой, местами испачканной бетоном. Естественно, такой экспонат заинтересовал. Пробравшись через огромную толпу к стенду, на территории которого как раз и располагалась украшенная опалубкой колонна, обнаруживаю старых знакомых из фирмы “Стромтрейдинг”, уже принимавшей участие в наших обзорах. Оказалось, что “Стромтрейдинг” является также эксклюзивным поставщиком опалубочной системы “Модостр” в России. В ответ на нашу просьбу рассказать поподробнее о таком необычном экспонате, меня тут же пригласили внутрь и познакомили с заместителем директора БелНИИС (г. Минск) по научной работе, к.т.н., Михаилом Филипповичем Марковским.
   Нашу беседу с ним, мы и предлагаем сегодня Вашему вниманию.
   Чем вызваны к жизни новые формы и способы строительства? Чтобы полнее ответить на Ваш вопрос, придется вспомнить историю. Бурное развитие в нашей стране сборный железобетон получил после выхода правительственного постановления в августе 1954 года. В короткие сроки была создана целая отрасль по выпуску деталей для индустриального домостроения. И дома начали расти, “как грибы”. Но потом годовой объем производства начал снижаться и к настоящему моменту существующий технический потенциал предприятий используется лишь на 25%. Одна из причин такого явления — отказ от применения сборного железобетона в строительстве, связанный, прежде всего, с переходом на новые формы и методы строительства и, прежде всего, на строительство из монолитного железобетона.
   Хотя, “новыми” эти методы можно назвать с большой натяжкой. Исследования возможностей формирования монолитных и сборно-монолитных жилых домов в нашей стране проводились, начиная с 60-х годов. В 80-е годы было создано множество проектов монолитных и сборно-монолитных жилых домов, а вот практически осуществленные проекты можно, наверное, пересчитать по пальцам. В 1990-х годах новая технология была реализована при возведении уже целого ряда жилых домов. Но основным по-прежнему оставалось панельное домостроение. И только в 1996 г. началась широкая разработка сразу множества вариантов жилых домов различных типов, отличающихся набором и площадями квартир, а также обладающих возможностью их объединения, как по горизонтали, так и по вертикали. Квартиры в таких домах принадлежат к I категории комфортности и отличаются большей площадью, чем стандартные квартиры жилых домов массового строительства. Экономический анализ убедительно доказал эффективность данной конструктивной системы.
   Работы по совершенствованию новой системы были продолжены в 1997-1998 годах. Именно в это время впервые заговорили о возможности последующих перепланировок квартир без нарушения несущих конструкций, и для осуществления этой цели вертикальные инженерные коммуникации (вентиляционные короба, стояки отопления, водоснабжения и канализации) стали максимально приближать к неизменяемым несущим конструкциям. Трансформация внутри квартир осуществляется за счет перемещения внутренних перегородок, что позволяет получить квартиры с различным количеством комнат при одинаковой исходной площади. При трансформации в пределах нескольких квартир обеспечивается возможность получения многокомнатных квартир числом жилых комнат от двух до семи.
   Разработанная конструктивная система позволяет разнообразить и решения фасадов, что особенно важно при ее реализации в массовом строительстве.
   Вот так и получилось, что мы все вместе свернули с правильного пути где-то в начале 60-х годов. Точнее было бы сказать, что с правильного пути нас принудительно свело руководство страны. Свело как строителей, так и ученых, разрабатывающих технологию строительства, и привело на тот самый путь строительства из сборного железобетона, которым мы были вынуждены идти долгие десятилетия. Европа, да и весь мир, по этому пути не пошли, и продолжали идти своим. Ну а мы теперь просто вынуждены всех догонять, поскольку мировая теория и практика строительства за эти десятилетия ушла далеко вперед.
   Конечно же, для своего времени переход на панельное домостроение — это был своего рода скачок, и эффективный способ быстро и довольно дешево строить много приличного жилья (естественно, “приличного”, по тем нашим советским меркам), и таким образом дать крышу сразу большому количеству людей. Для этого и было налажено, так сказать, индустриальное производство практически однотипных и, потому, довольно однообразных “коробок”. И отчасти эти дома действительно решили жилищную проблему. Правда временно, и в результате эта же проблема с новой силой «возродилась» уже в наши дни. Ведь первые панельные дома рассчитывались на срок эксплуатации 25 лет — в результате теперь возникла нашумевшая проблема «пятиэтажек». Более поздние дома рассчитывались на срок уже 50 лет, и когда пройдет этот срок, то возникнет новая проблема, теперь уже «девятиэтажек». Как говорит народная мудрость — нет более легкого пути создать постоянно нависающую над тобой проблему, чем найти для неё временное решение. И если решенные когда-то проблемы будут возникать через определенные периоды (25, 50 лет) с новой силой, то очередь на жилье никогда меньше не станет. Решение жилищной проблемы может быть (и должно быть!) принципиально другим. Дома должны строиться более качественные и с более длительным сроком эксплуатации. И стоять они не должны не 50 лет (50 лет — это, вообще, не срок жизни для нормального дома) — они должны стоять века. И только при таком подходе мы сможем жилищную проблему когда-нибудь решить.
   Тенденция перехода на строительство из монолитного железобетона сейчас преобладает по всей территории нашей бывшей необъятной Родины (теперь это территория СНГ), или она проявляется пока только в отдельных регионах? В каждом регионе своё отношение к новым методам строительства.
   Пожалуй, наиболее ярко тенденция перехода на новые формы строительства проявляется именно в Москве и Московском регионе. Причина этого проста: Москва единственный на сегодняшний день регион, в котором созданы, так скажем, более-менее рыночные условия. Так вот, эти самые отношения и соответствующие им условия и выявили, что при строительстве дома (жилого или офисного комплекса) на первый план выходят сроки строительства, на второй — качество строительства и только на третий — стоимость, трудоемкость дома и энергозатраты на его строительство. Быстрый ввод в оборот вложенных капиталов — вот тот самый двигатель, который стимулировал быстрые темпы строительства в Европе и во всем мире. Он же стимулирует прогресс и у нас, и в том числе стимулирует переход на новые методы строительства.
   И что же нас ждет в ближайшем будущем? Утверждать, что монолитный железобетон в ближайшие годы полностью вытеснит панельное домостроение, пожалуй, не возьмусь. Но совершенно точно могу сказать одно — панельных домов уже столько не будет. К массовому же переходу с панельной технологии на технологию монолитного железобетона строительная отрасль просто не готова. Не готовы ни проектировщики, ни строители, и потому панельное домостроение проживет еще очень долго. Но доля домов современной конструкции будет постоянно увеличиваться. И чем больше будет происходить износ оборудования на заводах стройиндустрии, производящих панелей (это вполне естественный и закономерный процесс), чем больше потребуется денег на восстановление изношенного оборудования (это тоже вполне закономерно), тем больше будет возникать домов из монолитного бетона.
   Как рознятся цены на квартиру в панельном доме и в доме из монолитного бетона? Московских цен я не знаю, а вот как обстоят дела у нас в Минске, сказать могу. Пока цены на квартиры в домах из монолитного бетона превышают цены на квартиры в панельных домах. И объясняется это, прежде всего, тем, что в домах, построенных по новой технологии, уровень качества отделки значительно выше. И дома по этой технологии строятся в основном “элитные”.
   Если же сравнивать стоимость строительства самой “коробки” дома, то можно ожидать, что при массовом строительстве каркасные дома будут примерно на 10-15% дешевле панельных: дом сам по себе почти в 2 раза легче, бетона и арматуры на его постройку расходуется намного меньше, и скорость строительства практически не отличается. Так почему такие дома должны получаться дороже, чем панельные? А вот по качеству они будут совсем другими.
   В конце концов, существует опыт Запада, который строит именно по этой технологии. И все они давно подсчитали, что эти дома дешевле, чем панельные. А уж они то считать умеют, причем более точно, чем мы.




   У Вас уже есть опыт строительства в Москве и регионе? Начать надо с того, что на строительство новых зданий в московском регионе обычно объявляется конкурс. И заказчику при этом абсолютно все равно, кто этот конкурс выиграет российская ли фирма, фирма из СНГ или иностранная. Так вот, ряд таких конкурсов выигрывали фирмы из Белоруссии. И выигрывали в, основном, благодаря применению новых прогрессивных технологий. И все белорусские строительные организации, строящие в московском регионе дома, сотрудничают с нашим институтом (БелНИИС), который сопровождает их, помогаем с освоением новых технологий, комплектует объекты опалубкой. Белорусскими строителями уже построены в Москве: здание АО «ГАЗПРОМ» (24 этажа), несколько многоэтажных гаражей и офисных комплексов, уникальный жилой дом в Кунцево. Есть опыт работы и с московскими строительными организациями.
   Спасибо за столь подробную историческую справку и очень доходчивые объяснения. Давайте перейдем непосредственно к теме сегодняшнего разговора — к новой опалубочной системе. Что заставило Ваш институт заняться её разработкой?    В связи с переходом на новую технологию и расширением её применения на все большее количество объектов на отечественном строительном рынке можно увидеть огромное количество иностранных компаний, предлагающих не столько само строительство, сколько новые технологии строительства. И в основном это опалубочные технологии для строительства из монолитного железобетона. Достаточно качественные. Но …
   Иностранные фирмы, естественно, предлагают свои технологии и оборудование по европейским ценам. Если перенести его стоимость, на стоимость нашего строительства (а эта самая стоимость в том же долларовом эквиваленте у нас намного ниже, чем в Европе) и пересчитать на единицу объема уложенного бетона за время этого строительства, то получается, что иностранные технологии и оборудование обходятся в 2-3 раза дороже, чем за рубежом. Именно поэтому назрела острая необходимость создания собственных технологий — прежде всего более дешевых, но не менее качественных. Ведь именно они определяют скорость строительства, темпы возведения и качество современных зданий. Над решением этой проблемы мы активно и работаем в настоящее время.
   Современную опалубку, можно сравнить с одеждой стройки. Но говорить на сегодняшний день надо не просто об опалубке, а о целом семействе опалубок, точнее об опалубочной системе. Так, опалубочная система «МОДОСТР» включает в себя около 20 различных типов опалубок (и это только те виды, которые уже реализованы в металле). Естественно, сами по себе отдельные виды опалубки никому не нужны. Не нужны без технологии её применения, раскладки, системы перестановки и т.д. Все это должно выполняться в компьютерном варианте, в цветной графике и на уровне лучших зарубежных фирм.
   У нас разработаны собственные компьютерные программы по раскладке опалубки (кстати, этим могут похвастаться даже не все зарубежные фирмы). То есть по сервису предлагаемых услуг мы вполне соответствуем лучшим европейским стандартам. Единственное в чем немного уступаем — это в качестве изготовления продукции (ни в Белоруссии, ни в СНГ пока просто нет специализированных предприятий по её выпуску). Но зато наша опалубочная система по стоимости в 3-4 раза дешевле западных аналогов. Почему дешевле? Нам удалось разработать конструкцию опалубки из стальной гнутой квадратной трубы, производство которой в Белоруссии хорошо налажено. Для зарубежных опалубок в основном применяется специальный профиль, что уже само по себе удорожает конструкцию. За счет очень удачного конструирования нам удалось достичь такого веса квадратного метра опалубки, который всего на 1,5 кг больше чем у лучших зарубежных аналогов. По функциональным показателям (несущая способность, оборачиваемость и т.д.) наша опалубка ничуть не уступает лучшим западным образцам. И технология её применения настолько проста, что строители в большинстве случаев обходятся без наших постоянных консультаций. Ну, разве что на первые контрольные сборки вызывают, чтобы убедиться, что они все сделали правильно.
   Кроме того, наша опалубка позволяет проводить монтаж не только с помощью крана, но и вручную. Это еще один неоспоримый её плюс, потому что если опалубку можно монтировать только с помощью крана, то именно кран начинает сдерживать темпы строительства, ведь у него и без этого хватает работы на площадке.
   Опалубочные системы могут поставляться в нескольких вариантах. Например есть более дорогие варианты с помощью которого здание будет строилось максимально быстро, есть более подешевле, но требующие больших затрат ручного труда при сборке. Есть варианты, которые мы пока называем опалубкой «завтрашнего дня» — они требуют минимальных трудозатрат при сборке и, следовательно, минимального количества рабочих на стройплощадке. Пока цена рабочей силы у нас не высока, спрос на эту продукцию сдерживается. Но как только положение с оплатой труда изменится, спрос непременно появится.
   Теперь подробнее о видах опалубки.
   Мелкощитовая металлическая опалубка выполнена в рамном каркасе с палубой из стального листа и представлена в основном щитами высотой 1200 — 1500 мм (а также 900 мм — для столбчатых фундаментов). Размеры по ширине колеблются от 100 до 900 мм с модулем 50, 100 и 300 мм, что практически охватывает весь диапазон реальных размеров конструкций. Комплект опалубки включает угловые элементы, шарнирные углы, компенсаторы, балки — схватки для выравнивания щитов в плоскости, тяжи и другие элементы. Оборачиваемость опалубки составляет 200 — 400 циклов. Опалубка выдерживает боковое давление смеси 450 кПа (4,5 т/м2).
   Область применения — монолитные фундаменты, стены подвалов, конструкции инженерных коммуникаций и др. конструкции, поверхности которых, как правило, скрытые и не требуют качественной дальнейшей отделки.
   Мелкощитовая опалубка “Модостр — Комби” выполнена в каркасном варианте с палубой из финской фанеры и предназначена для возведения монолитных конструкций с высоким качеством лицевых поверхностей. Важным преимуществом опалубки является то, что щиты могут поставляться высотой на этаж 2,5; 2,7; 3 м при ширине от 300 до 600 мм. В комплект входят также щиты других типоразмеров, соответствующих мелкощитовой металлической опалубке. Несущая способность щитов 50 кПа, что позволяет практически бетонировать стены одновременно на всю высоту без технологических перерывов.
   Каркасная опалубка позволяет вести как крановую, так и ручную сборку. Несущая способность щитов — 60 кПа (6 т/м2) всего лишь при двух тяжах по высоте. Конструкция самого каркаса и крепежа позволяет легко трансформировать щиты в панели и обратно.
   Опалубка для прямоугольных колонн позволяет быстро возводить колонны. Достаточно применить щиты “Модостр-комби” или каркасной опалубки, угловые элементы и регулируемые подкосы в двух плоскостях — и точность выверки колонны обеспечена. Подкосы крепятся к основанию специальными анкерами.
   Опалубка круглых колонн выполняется из стальных сегментов, соединяемых замками “МОДОСТР”. Комбинация опалубки “Модостр-комби” и опалубки круглых колонн обеспечивает бетонирование и более сложных опор: овальных, многогранных и т. п.
   Опалубка круглых колонн с капителями обеспечивает качественное возведение более сложных конструкций.
   Система “МОДОСТР” предлагает несколько типов опалубок перекрытий. Передвижная опалубка-стол для монолитных перекрытий позволяет производить точную регулировку по высоте, вручную перемещать стол на новую захватку.



Опалубка-стол позволяет производить точную регулировку по высоте, ступенчатое наращивание опорной системы стола с высоты 2,55 до 4,15 м и вручную перемещать стол на новую захватку.
   Балочно-стоечная опалубка перекрытий включает телескопические стойки, треноги, несущие и распределительные балки, бортовые упоры со стойками, ограждения и т. п. Высота бетонируемого этажа до 3,3 м. При большей высоте этажа предлагается несколько иная опорная система с наращиванием телескопических стоек
   Опалубка для возведения сборно-монолитных каркасных зданий со сборными железобетонными колоннами включает следующие основные элементы: опорные башни, телескопические стойки, систему опорных балок, мелкощитовую опалубку “Модостр-комби”, элементы крепления и стойки ограждения. Опорные башни представляют собой пространственную сборно-разборную систему с регулируемыми по высоте оголовками: ступенчато через 75 мм и плавно через 0-75 мм, что обеспечивает точную установку опорных балок, укладываемых на оголовки башен.
   Опалубка для возведения монолитных лифтовых шахт. Опирание внутренних щитов опалубки “МОДОСТР” производится на рабочие опорные площадки.
   Опирание балок производится в гнездах бетонной стены с помощью шарнирных упоров одностороннего действия. Средняя скорость возведения лифтовых шахт составляет около 10 метров в неделю при допуске по вертикальному отклонению внутренних стен лифта 20 мм на высоту здания, равную 90 м.
 Разработанная технология бетонирования обеспечивает распалубку перекрытия, как в летних, так и зимних условиях через 2 суток. Применение монолитного каркаса и современной опалубочной системы “МОДОСТР” позволяет достичь: Ёрасхода арматуры до 13.6 кг/м2; Ёбетона — до 0,198 м3/м2 перекрытия; Ёуменьшить реальную стоимость каркаса на 20%; Ётемпов строительства — до 3-х этажей в месяц.
   Наверное, многие строительные организации хотели бы освоить новые методы строительства и прежде всего технологию строительства из монолитного железобетона, ведь как ни «крути», а эта технология строительства все-таки более прогрессивна, на наш, естественно, взгляд, чем панельное строительство), но они не всегда знают, что необходимо знать, уметь и иметь для того, чтобы это сделать. Давайте попытаемся сформулировать основные критерии такого успешного перехода.
   Для того чтобы успешно освоить новую форму строительства из монолитного бетона в самом современном понятии этого термина необходимо соблюдение трех основных положений:
   1. Проектировщики должны проектировать современную конструктивную систему именно из монолитного железобетона и должны уметь это делать.
   От проектировщика действительно очень многое зависит, ведь он должен не просто спроектировать задуманный им дом, а спроектировать дом, который удобно строить, иначе многие вещи придется уже после начала строительства перепроектировать. Поэтому проектировщик должен работать, что называется, «в паре» с теми строителями, которые будут возводить здание. При проектировании необходимо учитываться все: и какой тип опалубки будет использоваться, и какими темпами будет возводиться здание. И только при этих условиях можно получить рациональное проектное решение. И качество строительства тогда получится соответствующим.
   2. Выбрать рациональный тип опалубки (без этого выйти на необходимый уровень качества и темпов строительства вообще невозможно).
   Этот вопрос лучше начинать решать на стадии эскизной проработки — тогда легче и быстрее устраняются возникающие со стороны будущего поставщика опалубки замечания. Поставщику необходимо предоставить план будущего здания и указать с какими темпами оно должно возводиться (2?, 3?, 4? этажа в месяц). Уже по этим данным поставщик сможет приблизительно сказать, сколько нужно опалубки и какого типа.
   Причем хороший поставщик все рассчитает на компьютере в нескольких вариантах, например, таких: чтобы здание строилось максимально быстро (наиболее дорогой вариант); чтобы опалубка была подешевле, но ручного труда при сборке требовалось больше. А заказчик выберет необходимый ему вариант сам.
   Когда проектирование завершено комплект необходимых элементов просчитывается компьютером, и поставляется на объект.
   3. Применить для строительства самые современные материалы. Прежде всего, это быстротвердеющий бетон или бетон, дающий возможность производства работ в зимних условиях. Во всех случаях речь может идти не о просто бетоне, а о бетоне с комплексом различных добавок.
   Есть какие-то интересные планы на будущее? Мы набираемся опыта и учимся успешно конкурировать с инофирмами. И это уже приносит первые плоды. В конце прошлого года поступило предложение принять участие в разработке технологии строительства Кафедрального Собора Храма Христа-Спасителя в г. Калининграде. Этот собор чуть-чуть уступает московскому по площади, но зато превосходит его по высоте. Это будет интересная работа.


Техническая информация предоставлена фирмой «СТРОМТРЕЙДИНГ»
Обзор подготовил Вадим Ковалев.