Городская архитектура

В последние годы городская архитектура становится все более разнообразной. Появляются новые тенденции. По мнению экспертов, большую роль в облике здания играет форма окон, а так же декоративные элементы, обрамляющие светопрозрачные конструкции.

Специалисты считают, что в различных европейских странах имеются свои предпочтения. Так, для новых зданий во Франции наиболее характерны панорамные окна. В Англии ценят средневековую готику, которую на сегодняшний день олицетворяют узкие высокие окна. В Италии отдают предпочтение застекленным арочным конструкциям.


архитектура


А в целом во всех развитых странах, включая упомянутые выше, наблюдается тенденция к «оконному разнообразию». Архитекторы и заказчики строительства стараются уходить от стандартных решений. Традиционные прямоугольные окна все больше вытесняют круглые, овальные, трапециевидные и треугольные светопрозрачные конструкции. Разумеется, окна вписывают в концепцию фасада. Нередко получаются здания из стекла и бетона, в алюминиевом или композитном обрамлении. Причем, светопрозрачные конструкции на фасаде зачастую занимают большую часть площади.


По мнению экспертов, конфигурация окна важна не только для внешнего облика здания, но и для внутреннего оформления помещений. Например, совершенно необычную виллу строят в японском Киото. Здание еще не готово, но уже ясно, что окна имеют форму листьев. Архитектурная композиция, по замыслу авторов, сделана не столько с целью придать вилле необычный внешний вид, сколько для создания неординарных внутренних интерьеров. Дело в том, что здание имеет «специальную» привязку к Солнцу. В результате окна в форме листьев отбрасывают в комнаты весьма оригинальные тени.



Есть и другие формы окон, которые задумывают ради внутренних интерьеров, хотя, конечно, их вписывают также в наружный дизайн фасада. Эксперты считают, что подчеркнуть внутреннее убранство в стилях барокко и рококо могут круглые окна, в сочетании с арочными конструкциями. Также окна неординарной формы архитекторы с успехом используют для создания интерьеров в стиле авангард и модерн.


Одной из последних новинок, недавно представленной широкой общественности шведскими зодчими, стал сборный дачных домик с треугольными окнами. Само строение выполнено оригинально, поскольку имеет форму прямой призмы с треугольником в основании, положенной на бок (треугольный дом выглядит так, как будто имеет только мансардный этаж: вместо стен крутые скаты кровли). В дизайн необычного дома очень эстетично вписываются треугольные окна, объединенные в один большой треугольник с основанием на уровне земли, который выполняет функцию входных дверей.


На рынке в большом ассортименте представлены аксессуары, предназначенные для оформления нестандартных окон с внутренней стороны. Например, специалисты рекомендуют использовать жалюзи-плиссе, в которых вместо жестких ламелей использована ткань, способная собираться в плотные складки. Такие «шторы» могут аккуратно обрамлять окна любой формы, повторяя изгибы рамы. Ламели не мнутся, несмотря на «крутые изгибы» они создают аккуратные складки одинаковой формы.


В доме, где резной палисад…
Новые направления в оформлении окон, а вместе с ними оригинальных фасадов, зарождаются не только в западных странах, но иногда «возвращаются из прошлого» в самой России. Трудно себе представить, что кто-то станет вырезать из дерева изящные кружева оконных наличников, карнизов, кронштейнов и прочих декоративных элементов, созданных умелым резчиком по дереву.


резьба


Уж слишком дорого обойдется такой декор, да и древесину не так-то просто подготовить для последующей качественной «нарезки кружев». Однако резные украшения для окон, а также карнизы, и прочие декоративные элементы «почти из дерева» представлены на российском рынке. В том числе, в дополнение к наличникам, рынок предлагает украсить деревянный дом резным палисадом…


Например, резные изделия изготавливают из деревокомпозита. Этот материал представляет собой смесь мелко наструганных опилок с полимерными материалами. Традиционно деревокомпозит используют, например, для обустройства пола на веранде, террасе, балконе. С одной стороны, пол получается «почти деревянным» и не холодным, с другой стороны, скрепленная полимером субстанция не раскисает от дождя, и долгие годы сохраняет презентабельный вид. 


Деревокомпозит, который применяют для изготовления резных узоров, на 80 процентов состоит из мелкой древесной фракции, а потому после окрашивания он внешне неотличим от натуральной резьбы по дереву. В тоже время, это массовая, а не эксклюзивная продукция, поэтому резные наличники и палисады имеют доступную цену. Однако для любителей эксклюзивных «деревянных кружев»  ость отдельные предложения по созданию рисунка в единственном экземпляре.


По оценкам экспертов, образцы «посадской архитектуры» (так называют деревянные строения с резными наличниками, карнизами, палисадами), выполненные из деревокомпозита, имеют хорошие эксплуатационные качества. Декор из деревокомпозита получается водостойким, «кружева» не растрескиваются, не высыхают на солнце. Однако изделия нуждаются в регулярном окрашивании, по мере  старения и растрескивания краски. При этом долговечность покрытия в большей степени зависит от качества краски, чем от деревянного композита.


резной палисад


У нового направления есть оппоненты. Они считают, что деревянный дом должен быть украшен резными узорами, сделанными из натурального дерева, а иначе затея теряет смысл. Однако специалисты поясняют, что натуральную резьбу должного качества, которая веками украшает памятник древнего зодчества, слишком сложно воспроизвести в современных условиях.


В частности, дерево, которому в прошлые века суждено было стать резным «кружевом», несколько лет высушивали,  прежде чем отдать под нож резчика. Сложно представить, что сейчас где-то выделят помещение для многолетней просушки древесины. Дело это дорогое, нужно создать в помещении определенную температуру, влажность. Пока дерево высохнет, эксклюзивный заказчик за несколько лет может и передумать. Если делать деревянные узоры из обычной древесины, просушенной «заводским» способом,  то резьба может через несколько лет растрескаться и потерять товарный вид.



Любопытно, что разработчики нового-старого стиля глубоко изучили историю вопроса, а потому наличники и прочий резной фасадный декор выполняют в различных стилях. Эксперты считают, что наиболее красивые узоры свойственны калязинской традиции. Более крупные декоративные резные элементы характерны для мамонтовской и тверской резьбы.


Как сказано выше, не обязательно приобретать резные «аксессуары» серийного производства. Эксклюзивные «кружева» тоже имеют адекватную цену и реальные сроки изготовления. Специалисты подчеркивают, что для изготовления резной продукции используется листовой деревокомпозит достаточно больших размеров. Это позволяет производить не только наличники и карнизы, но также резные стенки для сборной беседки, ограждения для балконов, декор для крыльца, и другие изделия, в том числе, разнообразные навесные декоративные элементы для фасада.


Ошибочно думать, что украшения в стиле «резной палисад» подходят только для одноэтажных деревянных зданий. Есть великолепные проекты трехэтажных гостиниц, коттеджей и других строений, где неширокие резные узоры «умеренной плотности» окантовывают верхние части больших окон. Также «кружевная древесина» использована для сооружения карнизов, ограждений лоджий и некоторых других декоративных элементов фасада.


Одно- и двухэтажные жилые коттеджи, построенные с элементами «посадской архитектуры» смотрятся вполне современно, но в тоже время относительно недорогие, выполненные «без излишеств», деревянные «кружевные» изделия предают дому особое изящество. В некоторых проектах «резные» панели имеют функциональное назначение: например, они использованы в качестве ограждения на наружных лестницах, или в качестве балюстрады на большой террасе, украшающей здание.


дом


Бетонное здание в стиле «посадской архитектуры»
Деревянные здания, собранные из цельного бруса или оцилиндрованного бревна, считаются не самыми дешевыми постройками, особенно если стройматериалы сделаны из качественной древесины. Если заказчик является приверженцем «посадской архитектуры», но средства ограничены, то для него возможны и более экономные варианты. Для зданий, построенных из газобетона или других недорогих материалов, все равно требуется наружная облицовка. Ее можно подобрать таким образом, чтобы имитировать деревянное здание, украшенное наличниками, карнизами и прочей резьбой.


Для того чтобы чужеродный фасад (в том числе металлокаркас) принял облик милого деревянного здания, основатели старой — новой строительной эстетики предлагают целые наборы «посадской архитектуры», состоящие из фасадных панелей, имитирующих дерево, и навесных декоративных элементов, сделанных из «нарезанного кружевами» деревокомпозита.


По оценкам экспертов, подобранные наличники, сделанные грамотно и со вкусом, зрительно увеличивают окна. Кроме того, резные декоративные конструкции могут скрыть неровности оконных и дверных проемов, если таковые имеются, а многие другие элементы навесного декора (например, карнизы и уголки) способны задекорировать другие неточности панельной фасадной отделки «под дерево», которые иной раз случаются у домов эконом-класса. Таким образом, относительно недорогое здание может выглядеть почти как презентабельный коттедж.  


Национальный стандарт городской среды
Очень хорошо, когда каждое здание имеет свою изюминку. Это особенно чувствуется в микрорайонах с типовой застройкой хрущевских и брежневских времен (кстати «сталинки» выгодно отличаются оригинальностью от более поздних строений). С другой стороны, некоторые здания режут глаз своей несовместимостью с окружающими постройками. Это особенно заметно в частично сохранивших исторический облик районах Москвы, где по-соседству с малоэтажными строениями сооружают крупноформатные офисные или торговые центры с керамогранитными навесными фасадами.


В апреле этого года Минрегион опубликовал проект национального стандарта городской среды. В частности, документ отражает подходы министерства к стилистическим и цветовым решениям районов российских городов, например, в проекте высказано пожелание придерживаться при создании городской среды единого цветового решения. Кроме фасадов зданий, планируется объединять единым стилем все прочие атрибуты городской среды: скамейки, ограждения палисадников и газонов, остановки общественного транспорта, киоски, урны, наружную рекламу. Разумеется, и светопрозрачные конструкции, а также элементы фасадного декора, обрамляющие окна, должны гармонировать с единой городской средой.


Если говорить о едином цветовом решении, то в первую очередь речь идет о расцветке фасадов. Стоит отметить, что многие города разрабатывают свои концепции городского стиля, не дожидаясь единого государственного стандарта. По мнению специалистов, удачный подход к унификации городской среды разработали в Челябинске, Тюмени и Калининграде.



В частности, многие разработчики учитывают, что окна и другие светопрозрачные конструкции не только «задают архитектурный стиль» здания, но также определяют его цветовое решение, поскольку при возведении новостроек (особенно торговых и развлекательных центров)  часто используются цветные стекла. Например, новый подход к цветовой гамме фасадов и других городских объектов разработали Калининграде. Концепция предполагает использование палитры, состоящей их 698 цветов. Градостроительная схема дает рекомендации по сочетанию различных цветов и оттенков, рекомендованных для каждого района Калининграда.


При детальном подходе к «поквартальному» цветовому решению, проектировщикам приходится более детально прорабатывать дизайн оконных рам, балконных дверей, а, возможно, и остекления лоджий новых зданий. Кстати, многие эксперты придерживаются мнения, что целесообразно остеклять лоджии сразу на этапе строительства, и, соответственно, закладывать в проект однотипные конструкции стеклопакетов. Если посмотреть на «рядовой» жилой сектор, несложно заметить, что процентов 70 лоджий остеклены, да и многие балконы «постигла» та же участь. Однако каждый хозяин монтировал оконные рамы «из того, что было»… Правда, многие лоджии остеклены вполне профессионально, однако это все равно не добавляет эстетики разношерстному фасаду здания.


По мнению экспертов, в свете новых требований к «эстетически выверенному» оформлению городской среды на федеральном и региональном уровне архитекторы будут уделять еще больше внимания формам и цветовой гамме окон, в том числе, оконных рам, а также светопрозрачных конструкций. На рынке представлен большой выбор разноцветных пленок, предназначенных для ламинирования оконного профиля. Специалисты считают, что наиболее востребованы «деревянные» расцветки — от темно-коричневого до «кофе с молоком».


Особым спросом пользуется имитация качественной древесины, например, оттенки дуба (натуральный, темный, болотный), а также экзотики, — какой-нибудь вишни-амаретто или махагони. Кроме того, на рынке представлены окна, сделанные из цветного металлопластикового профиля. Чтобы краска оконной рамы была несмываемой, ее добавляют прямо в пластик, еще на этапе изготовления материла. Здесь также наиболее востребованы коричневатые оттенки, хотя на синие или зеленые рамы тоже есть спрос.


Цвет оконных рам имеет значение не только при строительстве новых зданий, но и при ремонте старых. В частности, возникает много вопросов, когда проводят ремонт и реставрацию исторических зданий. Можно ли заменять деревянные окна на металлопластиковые стеклопакеты, если цвет ламинированного пластика соответствует окраске оригинала? Если это памятник истории, охраняемый государством, тогда подобные вопросы приходится согласовывать с министерством культуры. Когда ремонтируют «просто исторические» здания, то, по мнению экспертов, однозначного решения этой проблемы пока нет.


И дело даже не в том, что ответственные за содержание исторических памятников так уж любят пластиковые стеклопакеты. Когда старые окна разваливаются «в труху», их просто необходимо менять на новые. А сделать на заказ деревянные окна (именно окна, а не стеклопакеты) какой-нибудь замысловатой арочной формы, с множеством деревянных перекладин, сейчас гораздо дороже, чем выполнить на заказ изделие аналогичной формы и расцветки из металлопластикового профиля.


Проблема в том, что производства традиционных деревянных окон потеснили линии по изготовлению металлопластиковых (иногда деревянных) стеклопакетов. А потому делать эксклюзивные окна на заказ специально для исторического здания получается слишком дорого. Ведь здания, как правило, принадлежат не олигархам, а каким-то организациям, которые нередко имеют ограниченный бюджет.


А потому наблюдаются и такие подходы: старые, но еще «живые» деревянные окна в исторических зданиях в период проведения ремонта не меняют. Их тщательно реставрируют, замазывают щели, ровняют рамы, но не торопятся заменить на новые качественные непродуваемые окна, потому что аналог будет слишком дорого стоить, а стеклопакет не заменит «историческое окно».


Оригинальные проекты
Форма окон безусловно «участвует» в архитектуре здания, но иногда окно выступает «первой скрипкой», определяющей стиль постройки. Особенно если окно всего одно, с изломами и изгибами, простирается сразу на несколько этажей вверх, либо захватывает несколько комнат в ширину.


Очень оригинальную постройку с одним «изломанным» в разных плоскостях окном недавно широко обсуждали в архитектурных кругах. Правда не само окно привлекло внимание общественности (и не только архитектурной), а скорее необычный подход к строительству новых помещений. Большое изломанное окно должно украсить строение из легкого, но прочного сотового поликарбоната. Это сооружение планируют «подвесить» на улице 5-ой Кожуховской между двумя московскими домами, не имеющими окон на торцевых стенах.



Пространство между «слепыми» стенами домов служит проездом для автомобилей, дорогой для пешеходов, и, конечно же, никто не разрешил бы закрыть промежуток между зданиями новой постройкой. Однако Арсений Борисенко и Петр Зайцев, авторы оригинального проекта, который занял второе место на выставке «Арх Москва 2011» в номинации «Лучший архитектурный проект», наверняка получат разрешение на строительство. А все потому, что «офис-паразит», как называют необычную постройку, практически не будет иметь внизу точек опоры, а вся нагрузка ляжет на стены двух зданий.


Таким образом, под офисом «с изломанным окном» останется достаточно места для прохода людей и проезда машин. Предполагается, что подвешенный (в перспективе) между домами «офис-паразит», будет иметь форму неправильного объемного многогранника, несколько вытянутого кверху. Единственное окно будет простираться почти от самого низа постройки (ее нижняя отметка запроектирована на уровне вторых этажей соседних зданий) и до самого верха. Окно задумано как пять последовательно соединенных разных по величине граней сложной фигуры.


Остальные конструктивные элементы «офиса-паразита», за исключением несущей основы, выполнены из сотового поликарбоната. Однако удерживать висячий офис на стенах здания будет несущий каркас. И все же запроектирована одна опора внизу постройки. Это открытая лестница, по которой сотрудники будут подниматься в «гнездоподобный» офис. Правда, лестница запроектирована вплотную к стене одного из зданий, а потому не помешает проходу людей и проезду машин.


Еще один «птичий домик» стал известен благодаря оригинальному архитектурному решению с «размахом крыльев», в роли которых выступают окна необычной формы и весь «крылатый» второй этаж. Дом построен в Португалии по проекту архитектора Бернардо Родригеса. На втором этаже, «в крыльях», которые оборудованы окнами подобной формы, размещаются спальни и ванные комнаты. Первые этаж выполнен более традиционно, там находится гостиная и другие помещения общего пользования.


Однако, нижняя часть «крылатых» окон, которая расположена, говоря образно, в районе «туловища птицы» (если представить пернатого с расправленными крыльями) находится на уровне первого этажа. Дом «Птичьего полета» — так его называют местные жители,  построен для отдыха. Здание расположено на остове Сан-Мигель. Его плоская крыша представляет собой одну большую террасу, предназначенную для принятия солнечных ванн и спокойного проведения времени.